
С 1 января 2025 года все работодатели обязаны применять новые Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами, утверждённые приказом Минтруда от 29.10.2021 года № 766н, а также Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденные приказом Минтруда от 29.10.2021 года № 767н.
Правила включают в себя требования к выбору средств индивидуальной защиты, к которым относится спецодежда, средства индивидуальной защиты органов дыхания и т.д., а также смывающих средств. Главное отличие новых правил и норм выдачи СИЗ от действовавших ранее – обеспечивать сотрудников средствами защиты нужно опираясь не только на профессию, но и на конкретные опасности (профессиональные риски) и защитные свойства СИЗ.
Не важно, какую должность занимает работник – главное обеспечить его средствами защиты для конкретной работы. Например, дать страховочное оборудование для работы на высоте. Средства защиты обязательно надо выдавать тем сотрудникам, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда; в особых температурных условиях; связанных с загрязнением.
Работодатель самостоятельно определяет категории работников, которым нужно выдать СИЗ, с учётом типовых норм, специальной оценки условий труда, оценки профессиональных рисков, мнения профсоюза или другого представительного органа работников (при наличии). Такие же правила действуют в отношении смывающих и обеззараживающих средств. Порядок выдачи СИЗ и смывающих средств закрепляется в локальных документах организации (в коллективном или трудовом договоре, Правилах внутреннего трудового распорядка и т.д.).
В случае нарушения правил выдачи СИЗ работодателя могут привлечь к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, установленных законодательством, согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.