Губкинский городской округ Белгородской области
органы местного самоуправления

Нормативная правовая база в области воинского учета и бронирования ГПЗ

1. Конституция Российской Федерации. 
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне».  
3. Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». 
4. Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». 
5. Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 года № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете». 
6. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях». 
7. Методические рекомендации по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях утвержденный решением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 7 августа 2024 года № 2пр-МВК. 
8. Перечень военно-учетных специальностей, по которым не бронируются граждане Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Начальником Генерального Штаба Российской Федерации – первым заместителем Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2024 года. 
9. Методические рекомендации Генерального Штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях. 
10. Приказ Министра обороны РФ от 22 ноября 2021 г. № 700 «Об утверждении инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».

Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, на основании Положения о воинском учете, в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:

а) 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, - при наличии на воинском учете менее 500 граждан;

б) 1 освобожденный работник - при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

в) 2 освобожденных работника - при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;

г) 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета и бронированию граждан определяются приказом руководителя организации.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма Т-2, форма 10).

Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией, сверяется с данными военного комиссариата Губкинского городского округа.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняются личные карточки формы Т-2 или формы 10, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе - военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан подлежащих призыву на военную службу - удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Для ознакомления граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации, с положениями нормативных актов по воинскому учету в каждой организации необходимо иметь стенд с информацией по воинскому учету (перечень руководящих документов, обязанности граждан по воинскому учету, таблица предельных возрастов пребывания в запасе граждан, выписки из нормативных документов и т.д.).

В связи с тем, что воинский учет в организациях ведут, в основном, работники кадровых органов, стенд можно разместить возле помещения отдела кадров.
Изготовить стенд можно в организации или заказать в рекламном агентстве.

Под воинским учетом в РФ понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечение в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно - обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Функционирование системы воинского учета в РФ обеспечивается Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Службой внешней разведки РФ, органами Федеральной службы безопасности РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно - правовой формы.

Воинский учет граждан по месту их жительства осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований, а также иными органами, осуществляющими воинский учет граждан по месту жительства.

Воинский учет ведется во всех организациях и должен охватывать все категории граждан, работающих в организациях.

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, это осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями комплекса мероприятий, направленных на обеспечение их в период мобилизации и в военное время трудовыми ресурсами и заключается в предоставлении определенным категориям работающих граждан, пребывающих в запасе, отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время.
 

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является закрепление на период мобилизации и в военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также за организациями руководителей, специалистов, высококвалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребывающих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями, органами и создаваемыми на военное время специальными формированиями, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. 
 

Граждане, пребывающие в запасе, и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет, вследствие не оформления им отсрочек, подлежат призыву по мобилизации. 
 

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации, и последующих призывов в военное время, на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.  

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе в РФ осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
 

На территории Губкинского городского округа методическое руководство и организация работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивается мобилизационным органом – отделом мобилизационной подготовки администрации Губкинского городского округа.

Для проведения работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе, организации получают в установленном порядке Методические рекомендации по бронированию и Перечень военно-учетных специальностей, по которым не бронируются граждане .

Должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по бронированию граждан, пребывающих в запасе, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
 

Бронированию подлежат граждане, работающие в:

а) органах управления, в том числе замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации;

б) организациях, имеющих мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе;

в) организациях, являющихся головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по созданию, модернизации, поставкам, ремонту, сервисному обслуживанию вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в которых контроль качества и приемка (работ, услуг) проводятся военными представительствами, закрепленными за этими организациями;

г) организациях, являющихся головными исполнителями или исполнителями заданий государственного оборонного заказа по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

д) организациях, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
 

Является основанием для получения отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации для граждан, работающих в организациях оборонно-промышленного комплекса (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 года № 1725). Для этого организация должна состоять в Перечне организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на основании приказа Минпромторга Российской Федерации и выполнять реальные работы по исполнению государственного оборонного заказа на основании государственного контракта, имеющего номер идентификатора государственного контракта (ИГК).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie